вторник, 29 апреля 2014 г.

Игровая мотивация или геймификация. А как это сделать в формате оффлайн?

Коллеги, недавно у меня брали интервью на тему игровой мотивации. Статья пошла в одно из внутренних изданий крупной ритейловой компании. Однако, текст мне удалось получилось и я с радостью делюсь с Вами этой статьей. 

ИГРА В ПРОДАЖИ. ИГРЫ БИЗНЕСА

обучение персонала розницы
Игры - отличный метод нематериальной мотивации!
Обычные методы нематериальной мотивации — дополнительный отпуск, благодарности, участие в корпоративных мероприятиях — уже никого не удивляют. А значит, и не стимулируют сотрудников должным образом. На смену им приходят игры. Соревнования.

Сами по себе факторы-мотиваторы не могут никого удержать на работе, если сотруднику не нравится административная политика компании или условия работы — но сотрудник, который удовлетворен компанией в целом, нуждается в мотивации. Игры — один из способов ее.

Теория
Игра вообще в человеческой жизни, особенно в детстве, оказывается средством познания мира, потом, по Эрику Берну, межличностным общением со скрытой целью. Мы все играем; мы любим играть. Именно поэтому игровой элемент как метод мотивации всегда срабатывает «на ура», если правильно подать ее. «В идеале к каждому сотруднику необходимо подобрать свой ключик воздействия, что очень сложно реализовать в крупных сетевых компаниях, - говорит Елена Сумина, бизнес-тренер, преподавательИнститута Практической Психологии ВШЭ . - Игровая же мотивация — удобная для внедрения модель, которая соединяет разные аспекты воздействия: материальный, соревновательный, социальный, развлекательный, и именно поэтому сейчас это направление все больше и больше находит отклик в компаниях.
Благодаря внедрению игры можно «подтянуть» новичков, активизировать опытных сотрудников, сохранить лучших, сплотить коллектив в точках продаж и в результате прирасти по ключевым показателям». Игра в корпоративной культуре выступает и как состязание, и как момент неформального общения сотрудников.

блог для бизнес-тренеров розницы
Простые или одноранговые игры - своего рода, бег
на короткие дистанции
Бег на короткие дистанции

Самый простой пример игр-соревнований — одноранговые игры, где цель, или условие,
необходимое для победы, совпадает с целями и интересами бизнеса. Проще говоря, для победы условному продавцу нужно больше всех продать, условной уборщице — лучше всех и больше всех помыть за самый краткий промежуток времени. Управленцы же высокого ранга вынуждены играть в игры долгосрочные, а не краткие. «Одноранговая игра, - отмечает Елена, - очень действенна, если нужно в кратчайшие сроки стимулировать персонал повысить результаты».
Например, игра «Последняя миля» - оперативная мера, когда, судя по отчетам продаж, за оставшуюся неделю не выполнить месячный план при сохранении текущей ситуации. Объявляется игра — точки продаж, которые максимально прирастут за последнюю неделю по отношению к трем предыдущим, получают бонус/ приз. Елена добавляет: «В такой игре есть свои плюсы и минусы». Плюс в том, что можно оперативно «подтянуть» результаты, минус в том, что не всем интересно «играть» - те точки продаж, сотрудники которых пахали все 3 первые недели месяца и сделали невероятное, идут не то, что на план, а на его перевыполнение, конечно с малой долей вероятности могут победить, и они это понимают. Поэтому по сути, такая игра вдохновит и замотивирует на активность далеко не всех». Проще говоря, это способ подтянуть отстающих, но не поощрить успевающих. Но существует и второй вариант игровой мотивации — игра двухранговая. Многоходовая.

Продлить действо
Небольшое лирическое отступление, прямо, тем не менее, относящееся к делу. Практика показывает, что средний срок работы продавца в рознице составляет 1,5 года. По результатам же исследований в розничных компаниях на тему окупаемости продавцов эта цифра составляет один год. «Через год работы продавец начинает работать на компанию, - поясняет Елена Сумина, - и компании не выгодно терять опытных продавцов, которые, по сути, и приносят ключевой доход. Но, анализируя действительность, мы понимаем, что в розницу продавцами чаще всего приходят работать временно. Продавцы не считают это делом своей жизни и через какое-то время, устав от рутины и однообразия, думают о работе на другие компании или о смене сферы деятельности. Наша задача — сохранить для компании именно этот костяк, вдохновить и замотивировать опытных продавцов». Сотруднику нужно вернуть вдохновление. Двухранговые игры этому способствуют.

Задачка
Двухранговая игра не является обычной «игрой в продажу». Она должна содержать в себе нечто более увлекательное, чем «продай больше всех и получи награду». В ней должны быть сюжет, история — словом, эмоциональный стимул. 
Чтобы играли увлекла, в ней должен быть сюжет
или история....

Так устроена человеческая память — чем больше человек эмоционально вовлечен в событие, тем легче он запоминает его и все, что с ним связано. Так действует и двухранговая игра: она погружает продавцов в новые обстоятельства, выводит из привычной обстановки. Играть при этом можно во что угодно — даже в дартс или карты. Игра может иметь формат квеста, когда участники продвигаются по сюжету, разгадывая загадки, они же — подсказки, или ролевой игры, когда участники отыгрывают персонажей с их сюжетными линиями. Сюжет игры может апеллировать к корпоративной культуре компании, к образам, фигурирующим к ней, или даже к конкретным фактам ее существования, или фокусироваться на сфере деятельности компании в целом. Словом, игра должна захватывать. Еще несколько обязательных ее условий:
-       презентация для участников Все должны знать, что происходит
-       общие правила. Одни на всех, без исключений
-       возможность оперативно отслеживать свои и чужие результаты. Это ведь соревнование
-       к предыдущему пункту — наличие соперников. Реальных
-       равные шансы на победу у всех участников, вне зависимости от их опыта работы/других параметров
-       незамедлительное награждение победителей — растягивать подведение результатов и получение награды не стоит
-       материальные результаты для бизнеса. Можно, конечно, устроить игру и для того, чтобы развлечь сотрудников, но это уже мероприятие для тимбилдинга

В двухранговой игре перед участниками по-прежнему стоит задача продаж — определенной
категории продуктов, сложных продуктов, на определенную сумму... Но, в отличие от одноранговой игры, продажа сама по себе перестает быть целью — она становится средством. Например, для получения определенных бонусов — подсказок, призовых очков — в игре. Подобный проект стимулирует продажи не в течение одной недели, как при играх вроде «Самый длинный чек», но на несколько недель, особое внимание при этом уделено технике продаж — поэтому можно задействовать игру, чтобы дать продавцам возможность освоить какие-то новые техники продаж и вовлечь их в обучение. Особое внимание, как отмечает Елена Сумина, стоит уделить менеджерам магазинов-участников игры — очень многое зависит от их настроя.

Пусть работа — игра не для детей, для взрослых, но в азарте и увлеченности взрослые порой не уступают детям. А их высокие личные результаты — это успех компании.

Образцовая игра L'Occitane
Одноранговая: «Самый длинный чек». Задачей сотрудников было сделать в магазине самый длинный чек и копию такого чека принести на общее собрание. На собрании все магазины разместили чеки на досках с линейкой, руководитель отдела продаж тут же наградил победителя.
Двуранговая: «Квест». Задачей сотрудников было продавать каждую неделю определенные категории продуктов. За выполнение плановых показателей команды магазинов получали загадки-головоломки, которые помогали им определить дату, время, место, где победителей ждет подарок. В финале игры несколько магазинов победителей отправились к месту X и как только первая команда достигла финиша (ключевого места), они получили подарки и сделали памятные фотографии.


Вот такая статья вышла в одном из выпусков корпоративной газеты ритейлера - аптечной сети.

А у нас скоро на тему нематериальной мотивации состоится встреча в рамках ОНЛАЙН-клуба бизнес-тренеров - 18 июня в 20.00 (по мск).Присоединяйтесь!

Регистрируйтесь в виртуальном классе по ссылке, подписывайтесь на новости на сайте Train Retail, чтобы быть в курсе всех событий проекта.

До встречи на программах!

С уважением, Сумина Елена

Комментариев нет:

Отправить комментарий