Давайте разберемся с тем, что такое продажа. Очень часто мы используем это слово и вроде каждый день занимаемся этим. А что каждый из нас вкладывает в него?
Вот Вы, уважаемый
читатель, что вкладываете в понятие "продажа"?
Предлагаю
разобраться вместе с помощью примеров. Итак, обращусь за помощью снова к Вам,
о, великий читатель. Представим себе следующую ситуацию, У Вашей подруги/сестры/коллеги скоро день рождения, и она заказала Вам подарок.
Ситуация №1 - она сказала, что хочет в подарок набор: парфюм, молочко для тела марки N (хочется написать L'Occitane, конечно, но остановимся на марке N). И ей важно, чтобы
это был ТОТ САМЫЙ набор, с нежным, миндально-ванильным ароматом. Вы идете в
магазин марки N , зовете
продавца-консультанта и что делаете? Конечно,
просите показать, где находится этот парфюм и молочко. Консультант с
улыбкой идет к полке и показывает Вам на
набор. Вы говорите «Завернуть!» и так же бодро, с улыбкой идете к кассе.
Продавец семенит за Вами. Он забирает у Вас деньги, отдает чек, и Вы уходите
счастливый, довольный тем, что подарок куплен и не надо голову ломать. И
мысленно благодарите подругу/сестру/коллегу, что она так облегчила Вам выбор.
А теперь внимание –
ВОПРОС:
Была ли продажа в
этой ситуации?
И если да – кто
продал?
Ну, и для сравнения
Ситуация №2
– подруга Ваша решила не очень-то облегчать Вам жизнь, а потому сказала лишь, что хочет молочко и гель для душа, а может, еще и крем для рук с ванильным ароматом. И вот Вы отправились по магазинам косметики. И уже навстречу Вам , видя Вашу рассеянность, летят с широкой улыбкой продавцы-консультанты разных магазинов. Они жаждут Вам помочь.
– подруга Ваша решила не очень-то облегчать Вам жизнь, а потому сказала лишь, что хочет молочко и гель для душа, а может, еще и крем для рук с ванильным ароматом. И вот Вы отправились по магазинам косметики. И уже навстречу Вам , видя Вашу рассеянность, летят с широкой улыбкой продавцы-консультанты разных магазинов. Они жаждут Вам помочь.
И вопрос консультанта одного из магазинов «Вы
себе что-то выбираете или в подарок?» позволяет Вам довериться продавцу и
рассказать, что ищите Вы подарок девушке, и что сказала она о средствах с
ванильным ароматом.. «Средства для тела, с ванильным ароматом, правильно?» - все
также дружелюбно продолжает продавец. «Да» - внутри Вы радуетесь, что попался
такой прекрасный помощник. И продавец ведет Вас к заветным полкам, где стоят гели, кремы, мыло,пены для ванны с
ванильным ароматом. «Давайте мы Вам
соберем красивый подарок в праздничную упаковку?» - предлагает консультант. «А
что, давайте» - говорите Вы , и для пущей точности повторяете «так, мне
заказывали молочко для тела, гель для душа и крем для рук.». «Да, пожалуйста» -
протягивает Вам флаконы продавец, давая почувствовать аромат ванили. И в
дополнении как бы невзначай говорит «А еще дополните набор ароматной пеной для ванны – раз Вашей подруге так нравится аромат ванили, она будет получать огромное удовольствие от ванной Клеопатры с нежным ванильным ароматом ». Вы смотрите на пену для ванной, которую продавец укладывает в подарочный набор, показывая как
красиво весь подарок будет смотреться в коробке. И на следующий вопрос продавца «Как Вам такой
подарок?» отвечаете – «Да, мне нравится» . На кассе снова Вы отдаете деньги,
получаете чек и радостно идете с выбранным подарком.
ВОПРОС остается тем
же:
Была ли продажа в
этой ситуации?
И если да – кто
продал?
И еще один вопрос
- в чем разница ситуаций?
Вы обратили
внимание, что в первом случае клиент четко знал, что он хочет купить, где он
хочет купить и шел в магазин с намерением КУПИТЬ. Интересно, что бы могло
помешать ему совершить покупку – наверно, сломанная касса, может, большая
очередь, а может откровенное хамство. Во всех остальных ситуациях клиент бы купил
то, что ему заказали. Что в первой ситуации сделал продавец – просто взял с
полки нужные продукты – т.е. просто ОБСЛУЖИЛ клиента.
Что такое
обслуживание? Это удовлетворение потребностей клиента. Это важный этап, ему
надо учиться, но еще не продажа.
Возьмем ситуацию
продуктовой палатки, миллионы которых стоят в городе. Вы подходите с желанием
купить кока-колу. Отдаете деньги и продавец (да, представьте - тот, кто
находится в палатке, тоже называется гордым словом «продавец») отдает Вам сдачу
и бутылку колы. Вы или сотрудники отделов продаж, которых Вы учите, не этим же занимаетесь? Не этого от Вас хотят руководители?
Если бы профессия продавца заключалась только в выдачи товара и умению
подсчитать сдачу, я бы не писала этот блог, а Вы бы его не читали ;-).
Вернемся ко второй
ситуации. Она отличалась от первой тем, что клиент не знал четко, что ему надо, и где он может найти интересующий его товар. Задача продавца заключалась в том,
чтобы помочь ему найти, что нужно, убедить, что это именно ТО, что нужно
клиенту, и что именно здесь и сейчас он нашел самое лучшее решение его
потребностей и потому «НАДО БРАТЬ». Обратите внимание, что во втором случае
продавец еще и продал дополнительно пену для ванны, купить которую в планах у
клиента не было. В этом и заключается работа продавца- помочь клиенту принять
решение о покупке здесь и сейчас.
Итак, мы с Вами всегда и везде в этом блоге и на моих тренингах будем под продажей понимать следующее: ПРОДАЖА – целенаправленный процесс помощи клиенту в принятии взаимовыгодного
решения.
Желаю Вам научиться говорить на "одном языке" с клиентами!
И больших продаж!
Сумина Елена
Желаю Вам научиться говорить на "одном языке" с клиентами!
И больших продаж!
Сумина Елена
Комментариев нет:
Отправить комментарий