понедельник, 17 февраля 2014 г.

Про подбор продавцов в рознице: лучшие для нас, а мы - лучшие для них!

как выбрать лучших продавцов
Сохраняем и приумножаем деньги компании,
эффективно подбирая персонал
В этой статье «крик» моей души. Работая в различных компаниях в качестве тренера сталкивалась с тем, что отдел подбора, да и сами менеджеры магазинов выбирали сотрудников, которые в процессе обучения демонстрировали совершенную профнепригодность на позицию продавца. Однако ситуация в рознице такова, что если персонал набрали, и сами руководители его одобрили, то очень сложно на этапе обучения с кем-то расстаться. Несколько раз брала на себя ответственность прощаться с кандидатами в рамках базовых тренингов, и потом сама же страдала от того, что на 3-4-ый день обучения продажам подключали новеньких продавцов, которые только что прошли собеседование. За последние 10 лет работы перед моими глазами прошли тысячи кандидатов на позиции «продавцов-консультантов» и хочется поделиться своими наблюдениями относительно критериев подбора успешного продавца.

Часто руководители стремятся набрать «квалифицированный» персонала. В этом слове  – «квалифицированный» и заключена суть проблемы, поскольку на рынке еще нет продавца достаточно-квалифицированного для работы именно в Вашем магазине.
В вашем магазине своя специфика, свои правила – и наличие ОПЫТА работы у продавца в другой розничной точке, еще не гарантирует, что он будет успешен в вашей компании.
Поэтому не стоит ставить во главу угла ОПЫТ кандидата на позицию «продавец-кассир». Все чаще на рынке говорят о том, что гораздо эффективнее ориентироваться на другие параметры – способности кандидата, такие как грамотная речь, уровень открытости, умение гибко реагировать на разные ситуации и давать вразумительные, четкие, грамотные ответы на вопросы,… и брать новичка – студента, который заканчивает или только что закончил ВУЗ и не имеет опыта работы.

обучение сотрудников розницы
Продавец без опыта - как чистый лист.
Вы можете наполнить его тем, что важно
для Вашей компании
Он чист как белый лист, и можно писать свою историю. Гораздо проще научить человека с «0», чем переучить. Гораздо больше будет сопротивления и непринятия у тех, кто уже успел поработать и сформировать СВОЕ ИДЕАЛЬНОЕ представление о продажах и работе с клиентами.
Часто от таких «опытных» продавцов можно услышать: «А вот у нас в магазине было по-другому….», «Это все понятно, я уже работала в продажах…», хотя на практической отработке на тренинге подобные продавцы демонстрируют порой худшие результаты из группы.
Гораздо эффективнее найти не опытного «задаваку», а новичка, готового играть по вашим правилам, принимающего ваши сценарии продаж, ваши стандарты по обслуживанию клиентов и т.д.
Еще один интересный момент, который я часто наблюдала в магазинах в процессе интервью менеджера и кандидата. Один из любимых вопросов менеджера за мою практику был: «Назови 3 момента в работе продавца, которые тебе нравятся и 3, которые не нравятся».

И из того, что нравится, кандидаты называют – «люблю общаться с людьми».

В этот момент хочется остановить продавца и прояснить его задачи, чтобы потом его работа в магазине не превратилась в экскурсовода, который общаясь с клиентам, разгуливает от одной полки с товарами к другой, задорно и интересно рассказывая о товарах, но не пытаясь продать.
На этапе интервью важно четко прояснить кандидату его задачи, ключевые показатели эффективности (KPI), и как они будут отслеживаться.  Кандидат после общения с менеджером должен представлять, то значит «успешный продавец» в вашей компании

По итогам всех интервью, прежде чем принять решение и выбрать одного кандидата, стоит задать себе ряд вопросов:
  • Есть ли потенциал у кандидата?
  • Насколько продемонстрировал стремление учиться новому и принимать ваши правила игры?
  • Насколько есть готовность тренироваться изо дня в день, чтобы достичь плановых показателей (KPI)?
  • Хорошее ли впечатление он произвел на остальную часть ваших сотрудников?
  • Насколько хорошо себя презентовал?
  •  Насколько давал четкие и грамотные ответы на вопросы?

По каждому вопросу можно установить шкалу в 10 баллов и суммировать оценки каждого кандидата:

Потенциал
Стремление учиться
Грамотность речи
ИТОГО
Иванова
6
8
8

Петрова
5
5
8

Сидорова
8
9
9


Многие руководители сейчас скажут: а откуда же мне взять столько достойных кандидатов? Ведь компания растет, открываются новые розничные точки, и мы постоянно испытываем недостаток в кадрах, мало кандидатов доходят до собеседований, а еще меньше остаются заинтересованы работой в нашей компании. Ведь у них такой большой выбор предложений.
Тогда следующий пункт интервью – кроме того, что после общения с руководителем,  продавец должен четко понимать свои задачи, он также должен мечтать работать в вашей компании.

Для этого ответьте сами на следующие вопросы:
  • В чем отличия вашей компании от компаний-конкурентов?
  • Что ценного в материальном и нематериальном плане получит кандидат, работая у Вас?
  • Какие корпоративные ценности отражает компания и как можно «зацепить» ими кандидата?

По последнему пункту приведу Вам пример: в welcome-тренинге перед тем, как представить кандидатам, философию компании и ключевые ценности, я просила участников назвать то, что им важно в жизни. Каждый, кто был готов поделиться, называл важные для них ценности – «семья», «забота о других», «честность» и т.д. После этого была речь следующего содержания: «Ценности играют важную роль в нашей жизни. И компания, как и живой организм, имеет свои ценности, на которых она опирается. Выбирая компанию, прислушайтесь, насколько ее ценности совпадают с Вашими личными, насколько они близки Вам. Ведь работа будет занимать у Вас достаточно весомую часть жизни и работа в компании, отражающей ваши внутренние убеждения, ценности станет для Вас легкой, даже в самые трудные периоды, вы будете с легкостью и уверенностью представлять эту компанию среди клиентов, среди своих друзей и знакомых….. » Далее шел рассказ о философии компании и после этого я всегда просила участников назвать ту ценность компании, которая им также важна и близка по духу. Как Вы понимаете, слушая друг друга, участники повышали уровень уважения, доверия и значимости компании, еще раз убеждаясь, какой правильный выбор они сделали, когда пришли сюда работать.
Думаю, что в последующих статьях, я не раз вернусь к теме подбора персонала в рознице, а на сегодня все. Желаю Вам самых лучших сотрудников и в связи с этим, больших продаж. А как вы понимаете одно - есть следствие другого)


Комментариев нет:

Отправить комментарий